Что делать если Вам продали некачественный товар.

В настоящее время в России открывается огромное количество магазинов. Торговые и развлекательные центры растут на улицах города как грибы после дождя. Однако качество большинства продукции, предлагаемой потребителям, не всегда соответствует установленным стандартам. Так что же надо предпринять покупателю, чтобы защитить свои права в случае приобретения некачественного товара?
Закон о защите прав потребителей, несмотря на то, что был принят в 1992 году, действует и сегодня. В соответствии со ст. 18 указанного закона при приобретении некачественного товара, о недостатках которого продавец не уведомил до заключения договора, то покупатель вправе по своему выбору требовать:

  1. замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  2. замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  3. соразмерного уменьшения покупной цены;
  4. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Заметим также, что при покупке технически сложных товаров (к которым относится, например, бытовая техника, компьютеры, автомобили) требования о замене товара, уменьшения покупной цены и возврате товара могут быть предъявлены в течение 15 дней со дня получения такого товара покупателем. Тот покупатель, который обнаружил неисправности товара после истечения 15 дней, может предъявить претензию продавцу только в следующих случаях:
- при обнаружении существенного недостатка;
- при нарушении сроков на ремонт товара, установленных Законом
- при невозможности использовать товар в течение каждого гарантийного года сроком более чем 30 дней.
Однако эти правила касаются только технически сложных товаров. В отношении остальных товаров такие требования могут быть предъявлены в течение всего гарантийного срока, а если таковой не установлен, то в течение 2-х лет с даты получения покупателем соответствующего товара.

Определившись с требованиями, необходимо составить претензию в свободной форме с указанием выявленных недостатков и своего требования и передать ее продавцу.. Претензия составляется в двух экземплярах. При передаче претензии лично, необходимо поставить на вашу копию претензии отметку о вручении. В случае, если вы не можете передать претензию виновному лицу лично, ее следует отправить по почте заказным письмом с уведомлением и описью ценного вложения.
Если купленный Вами товар небольшой по размеру, то необходимо сдать его вместе с претензией. Крупная бытовая техника и крупногабаритная мебель возвращается в магазин силами и за счет продавца.

Требования покупателя должны быть удовлетворены продавцом в течение 10 дней с момента получения соответствующей претензии. Помните, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В подтверждение факта заключения договора и его условий покупатель вправе ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если продавец отказывается удовлетворить требования покупателя, вы вправе обратиться в суд. Законодательством предусмотрено, что исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано в суд по месту жительства покупателя и без оплаты государственной пошлины.
Помимо требования, изложенного в претензии, покупатель также вправе потребовать:
- неустойку в размере 1% за каждый день просрочки в случае нарушения срока удовлетворения требования покупателя;
- возмещения убытков;
- компенсации морального вреда;
- уплаты штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Особенности обмена и возврата товара, купленного по каталогам или в интернет-магазинах
Дистанционная покупка различных товаров становится все более популярной. Однако вероятность приобрести «кота в мешке» возрастает многократно, даже с учетом размещенного описания и изображения приобретаемого товара.
Для таких случаев Правительством РФ утверждены специальные правила продажи товаров дистанционным способом.
Так, в соответствии с п. 21 этих правил, который по сути дублирует положения ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, предусматривается возможность покупателя отказаться от товара до его получения – в любой момент, после получения – в течение 7 дней. При этом не важно надлежащего качества товар или нет. Кроме того, если в момент передачи товара информация об условиях и сроках возврата товара надлежащего в письменном виде Вам не представлена, Вы можете  вернуть такой товар в течение 3-х месяцев с момента его получения.
Конечно, вернуть товар можно лишь при условии сохранения его товарного вида и потребительских свойств. Отсутствие чека и/или накладной в данном случае не может являться препятствием для принятия товара продавцом, поскольку за покупателем сохраняется право ссылаться на иные доказательства приобретения товара на определенных условиях.
В случае возврата товара надлежащего качества, продавец в течение 10 дней обязан вернуть покупателю уплаченные деньги за вычетом стоимости пересылки возвращаемого товара от покупателя обратно продавцу.

В случае приобретения в интернет-магазине или в «магазине на диване» или иным дистанционным способом  товара ненадлежащего качества, Вам следует предпринимать те же действия, которые предусмотрены законодательством о защите прав потребителей, для общих случаев приобретения товаров ненадлежащего качества и описаны выше.